.
Первая — это страх: его обычно испытывают начинающие SMM-менеджеры, которые готовы делать все что угодно — создавать публикации, продумывать форматы и интерактивы, работать с негативом — лишь бы не заниматься анализом.
Вторая реакция — заблуждения вроде «сначала достигнем результата, а затем проанализируем» или «аналитикой должны заниматься таргетологи и маркетологи, а не контентщики».
Почему же аналитика все-таки важна и как она может помочь в работе над проектом?
Правильно заданный вопрос — половина успеха
Всякий раз, когда перед вами возникает какая-либо задача по созданию контента, нужно сразу задать такие важные вопросы:
1. Зачем это нам?
Так вы сможете понять, чего именно от вас ожидают. К примеру, клиент говорит: «Давайте добавлять в посты больше ссылок на наши продукты». С одной стороны, можно просто молча взяться за задачу и сделать, как просят. Но если уточнить у клиента, зачем нам это нужно, неожиданно окажется, что он ожидает не добавленных ссылок, а продаж с публикаций.
Далее вы можете показать свою экспертность:
Просто вставленные ссылки не добавят постам охватов. Предлагаю встречный вариант — сделать больше публикаций о преимуществах бренда и системе лояльности…
Разница в подходе очевидна, верно? Всего один правильно заданный вопрос изменяет саму задачу и помогает добиться нужных результатов.
2. Зачем это им?
«Им» — в смысле целевой аудитории. Например, клиент недавно прочитал в Instagram пост с тематической подборкой литературы и теперь хочет такой же пост на странице своего бренда. Но зачем это подписчикам? Ведь совершенно не факт, что эти книги им «зайдут». А после заданного вопроса и получения ответа окажется, что клиент просто хотел повысить количество репостов.
И снова вы можете разъяснить ситуацию:
Наша аудитория не очень воспринимает подобные «полезности», но мы можем сделать публикацию по аналогии с той, которая собрала 100500 лайков и репостов 2 месяца назад, помните?
3. Наша аудитория — кто это?
Без ответа на этот вопрос начинать работу в принципе бессмысленно. Перед тем, как создавать контент, нужно обязательно узнать, для кого вы это делаете. Ведь целевая аудитория — это люди, которые хотят удовлетворить свою потребность с помощью определенных услуг или продуктов. Поэтому то, что и как вы будете транслировать, влияет на то, кто заинтересуется вашим контентом.
Портрет целевой аудитории можно составить по таким критериям:
1. Пол, возраст, семейное положение
2. Географическое местоположение
3. Чем интересуется этот человек? Что для него важно? Какие у него ценности и что он любит?
4. В какой сфере работает? Где учится? Сколько зарабатывает? Как отдыхает?
5. Какие у него страхи и боли?
Определив круг потребителей, которым будет интересен бренд, можно смело задавать еще один вопрос…
4. На какой результат мы рассчитываем?
После ответа мы сразу понимаем глобальную «задумку», то есть выясняем все ожидания: чего именно хотят добиться ведением страницы, к каким цифрам прийти и т. п.
Также нужно выяснить, какой бюджет выделяется на работу, кто является ответственным в тех или иных обстоятельствах, что конкретно будет называться целью, а что — результатом. К примеру, клиент мечтает о том, чтобы у его страницы было много подписчиков. Это цель. А вот результатом можно будет считать +200 подписчиков в течение месяца.
Многие удивляются, когда узнают, что перечисленные вопросы как раз и являются частью аналитики, вернее, сбором данных. То есть даже постинга еще не было, а аналитика уже запущена, представляете? 😎
Как генерировать идеи для постов?
После выяснения ответов на все интересующие нас вопросы можно приступить к созданию самого контента.
Чтобы сделать пост, важно провести «разведывательную операцию»: изучить страницы конкурентов бренда, интересы аудитории, а также публикации, которые «заходили» ей на ура. Весь этот анализ можно делать как вручную, так и с помощью различных парсеров — специальных программ для автоматического сбора данных.
Это изучение и является второй аналитической частью работы SMM-специалиста. Сохранение вижуалов в мудборды, мониторинг обсуждений, комментариев и даже публикаций на персональных страничках целевых подписчиков — все это помогает создавать качественный контент, который будет нравиться аудитории и соответствовать оговоренным целям.
Как только вы внедрите аналитику в свой привычный рабочий процесс и приметесь искать идеи для публикаций, то с удивлением обнаружите: контент может появиться просто из ничего, а время на его создание занимает не более 20 минут. Это очень облегчает работу: вместо постоянных мозговых штурмов и генерации свежих креативов вы сможете легко получать новый контент, просто переупаковывая уже имеющийся.
И на этом всё?
Посты опубликовали, результаты получили… Но на этом работа с контентом еще не завершилась. Теперь важно собрать новые данные.
Проанализируйте реакцию подписчиков. Что им понравилось, а что осталось без внимания? Что зацепило аудиторию больше всего и заставило ее писать комментарии или ставить лайки? Какие вопросы она чаще всего задает? Выделите ядро ЦА бренда и изучите то, что объединяет всех этих людей, — это поможет создать еще более крутой контент.
Кстати, если вы попробовали ввести новые форматы или идеи, и они не «зашли», не торопитесь от них отказываться. Окончательные выводы можно сделать только после публикации минимум 5 постов — за это время вы можете нащупать истинные желания и заинтересованность целевой аудитории в чем-то противоположном. Собранные наблюдения помогут подкорректировать и усовершенствовать наполнение страницы.
Проработанный таким образом контент-план будет очень полезен в дальнейшем: после сбора всей статистики вы увидите картинку целиком и будете с легкостью решать, какие рубрики стоит «эксплуатировать» чаще, а какие лучше пока отложить в сторонку.
Как видите, слово «аналитика» — не такое уж страшное и непонятное, как кажется на первый взгляд. Более того: именно грамотно поставленные вопросы, правильно подобранные идеи и верно сделанные выводы — залог успеха в нашем деле 😉