.
Крупные СМИ пестрили дикими заголовками. Мировые звёзды открывали аккаунты и первыми набирали свои тысячи фолловеров. SMMщики паниковали и рвали волосы на голове, не понимая, чего ждать от этого “троянского коня”. В AppStore и GooglePlay первые строки оккупировало имя Periscope — релиз приложения обсуждали абсолютно все. Вопрос “что это было и когда закончится?” повторялся из блога в блог. Создавалось впечатление, что грядёт убийца если не Facebook, то Twitter — уж точно.
Реальную угрозу со стороны Periscope для уютного мирка SMM индустрии удалось оценить только месяц спустя.
Что это такое?
Монстра породил сам Twitter — сервис в 2014 году купил стартап под неизвестным именем Periscope за $120млн ещё на стадии разработки. Приложение появилось в сети в марте 2015 и тут же создало эффект разорвавшейся бомбы. Миллион пользователей всего за неделю! Предыдущий рекорд принадлежал Instagram — у них юзер-миллионник зарегистрировался лишь спустя месяц.
И весь бурный рост пришёлся на смартфоны! Формула оказалась до безобразия простой — возможность трансляции видео с камеры мобильного устройства в интернет в реальном времени просто не могла не прийти по душе mobile-поколению. Аккаунт в Твиттере, устройство на iOS или Android, один клик — и вашу трансляцию может просматривать любой человек. Одновременно с началом стриминга у всех ваших твиттер-фолловеров появляется об этом уведомление, что мгновенно увеличивает аудиторию зрителей в разы.
Авторы задумались и о системе лайков: если ткнуть в экран во время просмотра трансляции, сбоку всплывёт цветное сердечко, видимое как стримеру, так и остальным зрителям. Пока максимальное число «сердечек», что может получить один зритель за одну трансляцию — 500 штук. Можно и оставлять комментарии — они мгновенно отображаются на экране. Учитывайте, что видеопоток бесследно исчезает спустя 24 часа после окончания “прямого эфира”.
Но причина популярности сервиса, ясное дело, кроется не в этом.
Три причины, почему это “взлетело”
Для тех, кто следит за новинками социалок не первый год, растерянность в Рунете относительно Перископа не стала неожиданностью. Дело в том, что приложение оказалось очередным представителем “смарт-эпохи” — штукой, которую повально использует молодёжь на западе и редкие гики у нас. Snapсhat и Secret из той же кассы. Заточенные сугубо под мобильные устройства, их польза понятна нашим SMM специалистам (прямой выход на молодую аудиторию!), но совершенно не ясно, каким инструментарием завоёвывать там “место под солнцем”.
Однако это не мешает сформулировать, почему Перископ так будоражит умы:
1. Видеотвиттер. По сути юзеры просто сменили язык общения. Если раньше они писали в ленту короткие сообщение о том, “что происходит”, то теперь просто включают камеру — и вуаля, их жизнь без потерь транслируется в видеоформате. Во всех красочных деталях!
2. Оперативность. Журналисты мгновенно смекнули пользу от возможности выдавать картинку в реальном времени. Ещё до того, как крупные журналы напишут о какой-то выставке или пресс-конференции, любой корреспондент через свой профайл включает Перископ — и мгновенно становится объектом всеобщего внимания. Возможность заглянуть на мероприятие и получить информацию не то, что из первых рук, а увидеть всё воочию — юзеры готовы ставить за такое не 500, а целый миллион лайков.
3. Звёзды. Фишка сервиса микроблогов перебралась и сюда. Если раньше любимый киноактёр или певец строчил короткие “твиты”, то теперь он просто включает смартфон и несколько минут общается со своими поклонниками лично и без посредников. Рейтинги зашкаливают!
Эти три фактора, помноженные на невероятную простоту приложения, и обеспечили столь впечатляющий рост статистики. Никаких настроек — просто открываешь, нажимаешь кнопку и общаешься. Свою социальную жизнь теперь не нужно описывать — её можно показывать.
Какая польза для бизнеса?
Если кто-то требует наглядных рекламных кейсов, то здесь вынуждены разочаровать — в данный момент в Рунете нет ни одного успешного проекта, раскрученного исключительно через Periscope. Люди им пользуются, люди лайкают и комментируют, но “основным инструментом продаж” этот сколь бы ни было прекрасный стриминговый сервис ещё ни для кого не стал.
В приложении регулярно всплывают крутые трансляции, вроде мастер-классов от косметологов/визажистов, мотивационных лекций от коучеров и даже богословских трактатов от современных священнослужителей. Украинские политики пока ещё игнорируют сервис, но мы уверены, что это всего лишь вопрос времени.
Перспективы Periscope понятны — и они огромны. Станет ли этот “золотой ребёнок” новой акулой бизнеса или умрёт, как Secret, покажет время. Мы будем держать руку на пульсе. И время от времени использовать сервис по прямому назначению. Трансляции с разных прикольных ивентов и мастер-классы по SMMв мини-формате — почему бы и нет?
Алексей Рейнс, KIWI agency, 2016